Современное российское образование
Современное российское образование носит довольно противоречивый характер и имеет свои проблемы, которые должны быть решены в ближайшем будущем. С момента распада СССР система образования в России претерпела значительных изменений, некоторые из которых стали её бичом. В XX веке русское образование считалось одним из самых престижных. Именно русские учителя и преподаватели выпускали именитых учёных, вскоре ставших всемирно известными. Прошло буквально 27 лет, что же могло случиться? Наша страна пошла по международному пути развития образования, вследствие чего появилось множество аспектов, как положительно воздействующих на обучение, так и не очень. К положительным можно отнести такие тенденции, как рост продолжительности образования, что положительно влияет на развитие умственных способностей детей, гуманизация образования, то есть когда ученик рассматривается преподавателем как личность, отдельная от остальных (о нюансах этого явления будет сказано ниже), гуманитаризация образования, что расширяет политический и экономический кругозор учащихся, благодаря увеличению количества гуманитарных предметов, компьютеризация, или же внедрении в процесс обучения электронных устройств на подобии компьютеров, электронных досок и т.д. Есть и нововведения, которые, как считает часть специалистов, негативно сказывается на процессе обучения. Хоть их всего два и по обоим нет единогласного мнения, но сказать о них стоит - это тестовая система экзаменационных работ (ЕГЭ, ГИА) и гуманизация образования.
Единый государственный экзамен или ЕГЭ был введён в российскую систему образования в 2001 году сначала в нескольких субъектах РФ и уже к 2008 распространился на всю страну. Идея была взята из США, и, как считают многие специалисты в сфере образования и просвещения, пагубно повлияла на уровень образования в целом. Может показаться, что в этом нет ничего безобидного, но учителя, преподающие в школах, говорят о снижении уровня знаний с момента появления ЕГЭ. Ведь в экзамене в большинстве заданий есть выбор правильного варианта ответа, а эти самые ответы нередко выкладываются в сеть перед началом работы. Да и если ученик не знает правильного ответа, он может попросту угадать его. Важен также тот факт, что из-за страха перед экзаменом многие обучающиеся входят в депрессию, которая может закончиться плачевно. Полемика по этому вопросу будет длиться ещё очень долго, но ещё остаётся надежда, что тестовую систему оценивания уберут из системы образования. Введение тестового оценивания в школах весьма не логично также и на фоне классического оценивания в университете. Возможно, что именно в связи с этим в последние годы так популяризировалось выполнение дипломных работ на заказ. Действительно имея базовые навыки направленные на выбор правильного варианта ответа студенту невероятно трудно научиться писать масштабные тексты от себя.
С гуманизацией образования тоже не всё так просто. С одной стороны, отношение к ученику улучшается, рассматриваются его интересы и предпочтения, это всё отлично. Но с другой стороны он может позволить себе нагрубить учителю, становится более высокомерным и нетерпимым к окружению.
Есть в российском образовании интересная особенность, также позаимствованная за границей – профильные классы. Во многих современных школах после девятого класса ученику даётся выбор, в каком направлении ему дальше развиваться. Таким образом, существуют различные классы с углубленным изучением физики, химии, истории и т.д. Это положительно влияет на учеников, ведь они со школьной скамьи получают дополнительные знания для своей будущей профессии.
В перспективе необходимо доработать новую систему образования путём частичного или полного отказа от ЕГЭ, так как именно он является бичом современной системы образования, сложившейся в России в начале 90-х годов.
Дата: 2018-01-14